В Ватикане объявлена война
Конфликт Папы с консервативными кругами церкви теперь вышел на публичный уровень. Авторитарный подход Франциска к руководству усиливает напряженность в Святом престоле.
«Обезглавленный» Мальтийский орден
В беседе с иезуитскими изданиями после избрания понтификом Франциск самокритично отозвался о своем стиле руководства в период бытности главой аргентинских иезуитов: «Я принимал решения внезапно и единолично», «авторитарно и быстро». Это создало для него серьезные проблемы во главе ордена. По его словам, с тех пор он убедился в необходимости настоящей консультации со всеми сторонами до принятия решения. «Он — иезуит, — отмечает настоятель римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези Франсуа Буксе (François Bousquet). — Иезуиты умеют подчиняться и, следовательно, командовать. Папа собирает сведения и проводит консультации, но когда решает, то решает».
Именно это произошло с Мальтийским орденом. После двухмесячного противостояния понтифик «обезглавил» (так было написано на анонимных плакатах) тысячелетний орден госпитальеров, вынудив его великого магистра Мэтью Фестинга (Matthew Festing) оставить свой пост в конце января. Франсуа был недоволен тем, что тот сместил великого канцлера ордена (он допустил раздачу презервативов в Бирме) и ссылался на Святой престол для обоснования дисциплинарной меры. Кстати говоря, Альбрехт фон Безелагер (Albrecht von Boeselager) был отстранен в присутствии американского кардинала Рэймонда Берка, представителя Папы в ордене. В 2014 году Франциск назначил этого гиперактивного консерватора на данную должность, чтобы убрать его подальше из курии. Как бы то ни было, это не помешало ему оказаться замешанным во все нынешние конфликты.
На старинных почтовых ящиках резиденции Мальтийского ордена в Риме ярлык с именем великого магистра отныне пустует: преемника изберут 29 апреля под бдительным взором нового спецпредставителя Папы Анджело Бекчу (Angelo Becciu), второго человека в Государственном секретариате.
Рука Стивена Бэннона
Тем временем представители ордена стремятся успокоить добровольцев и спонсоров, которых волнует то, что еще недавно казалось немыслимым: конфликт с Папой. «Я категорически не согласен с тем, что нас показывают противниками Папы», — возмущается великий госпитальер Доминик де Ла Рошфуко (Dominique de La Rochefoucauld), который занимается гуманитарной деятельностью ордена и является третьим человеком в его руководстве. Как бы то ни было, об окончательном примирении между орденом и Ватиканом говорить еще рано: в интервью британскому сайту Catholic Herald 24 марта Мэтью Фестинг заявил, что не исключает своего переизбрания… Что стало бы оскорблением для Папы.
В Риме каждый пытается разобраться в подноготной этих небывалых событий. Некоторые представители американской прессы даже увидели руку Дональда Трампа в позиции уходящего руководства, отметив состоявшуюся в 2014 году в Риме встречу советника президента США Стивена Бэннона (Stephen Bannon) с кардиналом Берком. Как бы то ни было, единого мнения на этот счет нет. Как считают консерваторы, которые идут против Франциска по более «идеологическим» вопросам, Папа отстаивает церковную доктрину не так скрупулезно, как его к тому обязывает пост. Более того, он подрывает ее авторитет.
В доказательство тому приводится синод по семье. Четверо кардиналов, в том числе Рэймонд Берк, были возмущены тем, что Папа в обращении Amoris lætitia открыл возможность (приписка в конце страницы) для доступа к причастию разведенных, которые затем вновь вступили в брак (все было оставлено на усмотрение приходских священников), и написали осенью прошлого года письмо Франциску с призывом более четко сформулировать свою мысль. Тот же ответил им молчанием.
Папа-глобалист
Критика раздается в первую очередь со стороны епископата из Америки, Восточной Европы и Африки, как показали две сессии синода по семье в 2014 и 2015 годах. Кроме того, ее периодически подпитывают его заявления в поддержку мигрантов и нежелание увязывать политическое насилие с исламом. В начале марта госсекретарь Пьетро Паролин так ответил на критику консерваторских кругов: «Никто не остается безразличным. Но Святой отец прекрасно умеет сохранять ясность ума и не драматизировать».
Как бы то ни было, одной идеологии недостаточно, чтобы разобраться со всеми геополитическими сложностями в Ватикане при Франциске. В противном случае как объяснить все его усилия по возвращению под крыло римской церкви фундаменталистов Священнического братства святого Пия X? Бенедикту XVI это не удалось, однако у его преемника есть шансы на успех вопреки репутации более прогрессивного лидера. Сам Франциск обычно объясняет свое видение церкви метафорой о многограннике. В отличие от сферы, где « все точки равноудалены от центра, и между ними нет различий, части многогранника сохраняют свою оригинальность», будь то народы, течения или личности.
Именно в этом аргентинский Папа становится вестником глобализации. В его церкви нет превосходства одного культурного ареала над другим, там принимается разнообразие местных церквей. С самого избрания он выступал за расширения роли национальных собраний епископов и предоставление им полномочий в сфере доктрины. Когда они поняли, что Франциск крайне широко интерпретировал доверенную ему кардиналами в 2013 году миссию по наведению порядка, они стали надеяться, что его руководство станет лишь преходящим периодом. На самом же деле оно пускает глубокие корни, а имя его преемника будет зависеть от сделанных Франциском назначений в коллегии кардиналов. Тем временем напряженность растет.
На встрече с делегацией испанского футбольного клуба «Вильярреал» 23 февраля Папа расхваливал роль вратаря: «Он должен отбить мяч, откуда бы тот ни летел. А предугадать это невозможно. Так же и с жизнью. Нужно принимать все таким, каким оно есть. Когда я сталкиваюсь с неожиданными ситуациями (…), которые возникают оттуда, откуда никто не ждал, я вспоминаю о вратаре».
http://inosmi.ru/religion/20170417/239157444.html